Эксперт из России сделал научный доклад в отделении истории про археологические исследования в Кыргызстане » MANAS TV
Bişkek www booked net
+10°C
FastDL story saver

5 марта в нашем университете старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, кандидат исторических наук и специалист по каменному веку – Светлана Владимировна Шнайдер выступила с научным докладом о результатах ее археологических исследований в Кыргызстане.

С.В. Шнайдер в 2011 году окончила кафедру археологии и этнографии Новосибирского государственного университета. В 2015 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Туткаульская линия развития в мезолите западной части Центральной Азии». С 2016 года С.В. Шнайдер совместно со специалистами Кыргызского национального университета и Американского университета в Центральной Азии  проводит свои исследования в долинах Ферганы, Алая и Памира. В своем докладе она рассказала о предварительных результатах этих исследований.

Известно, что мезолитическая эпоха Средней Азии слабо изучена по сравнению с мезолитической эпохой Европы и Ближнего Востока. Поэтому для того, чтобы внести свой вклад в эту проблему, С.В. Шнайдер начала исследовательскую работу совместно с кыргызстанскими археологами. В пещерах Ферганы и Алая мезолитической эпохи они ведут археологические исследования с использованием современных технологий. Стоит отметить, что эти пещеры были обнаружены еще в советское время. Во время раскопок использовались такие приборы как тахеометр, GPSи дрон. Обнаруженные кости животных были подвергнуты анализу ДНК. В пещере Обишир Vбыл найден человеческий зуб, ДНК анализ которого дали интересные результаты. По этим данным определенная группа людей, обитавшая в Фергане в эпоху мезолита могли иметь Ближневосточное происхождение. В той же пещере был найден фрагмент обработанного камня, который служил терочником, возможно, для измельчения зерна. Эта находка, по словам С.В. Шнайдер, является одним из древнейших свидетельств земледелия в Ферганской долине.

В пещере Обишир Vбыли найдены маленькие каменные орудия геометрической формы (прямоугольные, сегменты, треугольные), известные в науке под названием микролиты. Они крепились в специальные пазы на костях и деревах и использовались в качестве ножа, копья и т.д. Напомним, что такие орудия хранятся в археолого-этнографическом музее нашего университета.

С.В. Шнайдер и ее мультидисциплинарная команда ведут археологические исследования и в высокогорных долинах Памира и Алая. Во время этих исследований наряду с хорошо известными памятниками были найдены новые пещеры с культурными слоями. В этих памятниках были обнаружены каменные орудия, кости животных и фрагмент деревянного орудия. В данный момент эти находки исследуются в лабораторных условиях.

В конце доклада С.В. Шнайдер ответила на вопросы студентов и преподавателей исторического отделения нашего университета. По ее словам в Кыргызстане в последнее время наблюдается большой интерес к историко-культурному наследию страны и выразила свою заинтересованность в продолжении совместных мультидисциплинарных исследований в Кыргызстане.

Следует отметить, что сотрудничество между нашим университетом и Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения Российской научной академии началось в начале 2000-х годов. Был проведен ряд совместных научных исследований такими известными учеными, как А.П. Деревянко, Ю.С. Худяков, В.Н. Зенин. Некоторые выпускники исторического отделения нашего университета поступили на кафедру археологии и этнографии Новосибирского государственного университета и успешно защитили магистерскую и кандидатскую диссертации. В данное время ещё один выпускник исторического отделения обучается в аспирантуре Новосибирского государственного университета под руководством С.В. Шнайдер. В данное время студентка последнего курса нашего университета готовится к поступлению в магистратуру Новосибирского государственного университета.

Add comments

или Войдите чтобы каждый раз не вводить данные.
Для того чтобы добавить новость, необходимо представиться