“О, у нас ещё есть время для этого!”
Патó Пéтер Паль (1795 - 1855), венгерский судья.
Эта статья посвящается прокрастинации, и наш выбор темы отчасти обоснован с наступлением лета, сезона каникул и отпусков. Когда наступает долгожданное и вроде бы заслуженное время отдыха, когда лежишь на пляже и смотришь на волны ощущая горячий песок и ласковое прикосновения бриза. У нас у всех периодически бывают периоды в жизни когда совсем ничего не хочется делать и хочется просто лежать на диване и читать книжку или смотреть сериалы… В то время как мы прекрасно понимаем что заняты совсем не тем чем нам следовало бы заняться…
Насколько это про вас?
В психологии такое положение вещей называется прокрастинацией - склонность или действие, при котором человек необоснованно и добровольно откладывает или задерживает выполнение чего-либо, несмотря на осознание возможных негативных последствий. Это распространенное человеческое поведение, связанное с откладыванием повседневных дел или даже таких задач, как встречи, сдача отчета о работе или учебного задания, обсуждение стрессовой проблемы с партнером[1]. Прокрастинация часто воспринимается как негативная черта из-за ее сдерживающего влияния на продуктивность человека, ассоциируемая с депрессией, низкой самооценкой, чувством вины и неадекватности. Термин прокрастинация происходит от латинского слова “procrastinatus” что означало бы если перевести буквально "отложить на завтра", с единственным отличием что откладываем мы обычно не на завтра а на месяцы и годы нашей жизни.
Феномен прокрастинации занимает умы многих ученых мужей и женщин уже довольно долгое время. Современный философ Джон Перри[2], написал юмористическое эссе под названием "Структурированная прокрастинация"[3] после того как задумался о своих собственных привычках откладывания дел. По мнению Перри, прокрастинаторы часто избегают выполнения важных задач, занимаясь менее важными, но все же продуктивными делами вместо них. Такой подход позволяет людям сохранить чувство достижения и избегать чувства перегрузки от насущных дел в своем списке задач. Перри юмористически описывает эту стратегию как способ "обмануть" прокрастинацию.
Мы все так или иначе задавались извечным вопросом "Быть или не быть?" вложенные Уильямом Шекспиром в уста принца Гамлета, того еще прокрастинатора однако, по сути прокрастинирующим всю пьесу напролет. Или тот же Обломов из одноименного романа Ивана Гончарова. Илья Ильич Обломов — классический пример прокрастинатора, который большую часть времени проводит в бездействии, размышляя о своих обязанностях, но редко что-то делая. А также мы знаем Владимира (Диди) и Эстрагона (Гого) из пьесы Сэмюэля Беккета "В ожидании Годо": которые проводят все свое время в ожидании некоего Годо, постоянно откладывая действия и не предпринимая решительных шагов. Прокрастинация здесь ярко иллюстрируется через мальчика который каждый вечер приходит в пустырь с известием от господина Годо, что он сегодня не придет, но обещает прибыть завтра. Примечательно что пьеса заканчивается репликами двух главных героев «Пойдем?» — «Пойдем» и ремаркой «не двигаются с места».
Не довожу начатое до конца?
В психологической практике существуют различные рода подходы и виды терапии используемые и рекомендуемые психотерапевтами для работы с прокрастинацией. Эти психологические интервенции включают в себя подходы саморегуляции, когнитивно-поведенческую терапию, терапию когерентности, терапию обязательств и терапию принятия. Из вышеперечисленных отдельно стоит отметить когнитивно-поведенческую терапию которая в среднем, оказывает наибольшее влияние на снижение прокрастинации. Когнитивно-поведенческая терапия выявляет мысли, связанные с деятельностью, помечает некоторые из них как дисфункциональные, корректирует их и затем стремится связать эти исправленные мысли с действиями[4].
Здесь, хотелось бы подробнее остановиться на системе мотивации, основанная на самоорганизованных санкциях которая существует в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Подробную информацию по системе мотивации и санкций можно посмотреть в книге Джудит Бек: “Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям"[5] которая известна своими подробными объяснениями методов когнитивно-поведенческой терапии, включая техники мотивации. Эти санкции, обычно включает в себя использование различных техник для поощрения желаемого поведения и наказания нежелательного. Это может включать в себя такие методы, как установка целей, система наград и штрафов, контроль прогресса и т.д. Однако, как показывает практика, чем дальше вы углубляетесь в свой проект, тем сильнее начинаете чувствовать сопротивление и в итоге вы доходите до критической точки, когда говоришь себе "все! лучше я подвергнусь штрафу, но дальше не пойду!".
Здесь хочется остановиться в этой самой критической точке и поисследовать, что здесь происходит. Как я себя чувствую здесь? Что мне хочется сделать в этой точке: убежать, закричать, спрятаться, повернуть обратно или замереть? Важно отследить своё физическое состояние с самого начала до этой конкретной критической точки: как оно менялось, уровень напряжения, какой мышечный тонус, и, самое главное, какие чувства сопровождают меня здесь? Как правило, это состояние тревоги, вызывающее страх.
Примечательно, что тревога — это эмоция "будущего события", то есть она предвещает нам встречу с чем-то неприятным. И тогда вопрос: "с чем таким страшным для меня я столкнусь, что сейчас вся моя психофизиология направлена на эту точку?" Это может быть встреча с неприятными для нас людьми, это может быть встреча с неприятной ситуацией, или неприятным опытом, который живет внутри, в неосознаваемой части, в бессознательной части. Напомним, что бессознательная часть не имеет временного пространства, то есть нет деления на реальность и прошлое; вы в моменте "здесь-и-сейчас" сталкиваетесь с чем-то, что по факту было "там-и-тогда". В основе этой тревоги может быть встреча с травматическим опытом или такими неприятными чувствами и эмоциями как:
Для кого-то возможно это будет открытием, но что для взрослого "баловство", то для ребенка - это игра. А игра - это ведущая деятельность ребенка[6], за которую его обычно наказывают, да и наказание тоже может быть разным от физического насилия до эмоционального отвержения. Советский классик психологии Д.Б. Эльконин говорит нам в своем научном труде «Психология игры» о том, у ребенка нет реальных возможностей участвовать в производственной деятельности взрослых, ребенок становится как бы ее участником, благодаря роли, действиям с предметами, орудиями, воссоздавая модель социально-общественных, семейных отношений[7]. А теперь представьте, что с данным процессом происходит, когда ребенку запрещают «баловство», у него непроизвольно отложится этот опыт нарицания, а то и наказания, который он позднее будет накладывать уже на деятельность взрослого, т.е. за любые проявления "себя" его будет сопровождать страх из первого опыта научения. Согласно теории Фрейда, именно в этом периоде развития ребенка произойдет фиксация травмы или если говорить языком психоанализа, невроз навязчивого состояния, в которую он будет неосознанно возвращаться из раза в раз, когда необходимо будет получать новый опыт уже будучи взрослым[8].
- Страх через послание "не превзойди отца своего" или «не будь успешным»
Бессознательный страх наказания и опыт подавления, за то, что ты лучше своего родителя, испытывающий “зависть” к успехам своего ребенка, что наносит урон нарциссическому Я родителя. Речь идет о подавлении нарциссическим родителем своего ребенка путем шуток, высмеивания и т.п., а это для ребенка травма! Последователь Фрейда и психоаналитик Мелани Кляйн описывает зависть как "негативное переживание того, что кто-то другой обладает и наслаждается чем-то желанным, что побуждает это отнять или уничтожить. В самом глубоком смысле разрушение креативности"[9]. Отсюда нарциссический родитель формирует свое предписание ребенку, дает ему некую установку, в обмен на получение его любви, ради которой ребенок откажется от своего успеха, реализации своих творческих способностей к творению.
- Чувство вины и страх наказания
Присвоенная вина ребенком от его родителя (это те, которые звучат как "я жизнь тебе дал/а", "мы все для тебя делали", "совсем про нас забыл" или "я ради тебя живу" и т.п.), т.е. "ребенок-должник" по рождению своему. Мелани Кляйн говорит нам что "вина ощущается, как преследование, а вызывающий вину - как преследователь, что сопровождается чувством страха наказания за свою провинность"[10]. Однако, такого рода вина является иллюзорной, или невротической, т.к. если глубоко проанализировать мотивацию родителя на момент принятия решения о рождении ребенка, то можно обнаружить, что истинной мотивацией послужило бегство от одиночества, такие родители обычно говорят «я родила для себя, чтобы не быть одной» или рождение ребенка была реализаций соответствия социальным нормам и предписаниям, дабы быть принятыми им, бессознательно пытаясь заполучить любовь своих родителей, так как родитель положил на алтарь жертвенности истинные свои желания, а от социума потребовать вернуть им свою жертву невозможно, то должником делают ребенка и так по кругу, из поколения в поколение. Желание ребенка жить по-другому, напоминает его родителю о когда-то сделанной им жертве, предательстве своих истинных желаний, что порождает обиду и гнев, которые родитель сыскать со своих родителей или социума уже не может и единственно кто ему доступен, это его ребенок, к которому и предъявляются все счеты.
Также как и страхи и "вина" присвоенная ребенком, имеет место и чувство стыда которые могут звучать как "мне неловко, что я буду жить лучше чем они" или "не соответствовать", то есть другими словами выделяться что подспудно воспринимается "ребенком-должником" как отделяться. Здесь и работают такие послания, которые все мы слышали так или иначе "не балуйся, посмотри на тебя смотрят", "ты позоришь меня", "веди себя прилично, чтобы мне не было стыдно за тебя". Но только эти «прилично» определены страхами и травмами самого родителя. И тогда, отвергнутый первичным объектом привязанности и чтобы избежать пронзительные «уколы стыда», ребенок принимает решение сдерживать свои спонтанные проявления, а в последствии, с подкреплением похвалы родителя за "правильное" (читай, удобное) поведение, научается "скромности", сдерживая свои спонтанные проявления[11].
Любой успех — это шаг к индивидуализации, а индивидуализация означает движение в сторону от объекта привязанности, что подразумевает нарушение всех родительских предписаний и достижение собственной субъектности, или, если выразиться языком психоанализа, достижение самости. Конечно, можно рационализировать, говоря себе "ты уже взрослый, можешь делать все, что захочешь" и тому подобное, однако, как показывает практика, это не работает. И это не работает потому, что внутри вы все еще остаетесь ребенком, зафиксированным на том возрасте, когда вам пришлось подчиняться.
Заключение:
Прокрастинация — это сложное явление, обусловленное различными психологическими и эмоциональными факторами. Психотерапевты применяют разные методы для борьбы с прокрастинацией, среди которых особенно эффективной является когнитивно-поведенческая терапия. Важной частью работы с прокрастинацией является исследование и осознание внутренних мотивов и переживаний, возникающих в критические моменты сопротивления. Эти переживания могут быть связаны с глубокими эмоциональными травмами, страхами и установками, полученными в детстве.
Анализ таких факторов, как страх наказания, чувство вины, стыд и непройденная сепарация, помогает лучше понять природу прокрастинации и разработать стратегии для ее преодоления. Осознание этих аспектов и их влияние на поведение способствует более эффективной саморегуляции и мотивации.
Таким образом, для успешного преодоления прокрастинации важно не только использование терапевтических методов, но и глубокая работа над внутренними переживаниями и установками, которые влияют на способность действовать и достигать поставленных целей.
[1]Duru, Erdinç; Balkis, Murat (June 2017) [31 May 2017]. "Procrastination, Self-Esteem, Academic Performance, and Well-Being: A Moderated Mediation Model". International Journal of Educational Psychology. 6 (2): 97–119.
[2]Профессор-эмеритус Стэнфордского университета, известный своей работой в метафизике.
[3] Perry, John.(1995). “Structured procrastination”.
[4] Eerde, Wendelien van; Klingsieck, Katrin B. Klingsieck. (2018) "Overcoming Procrastination? A Meta-Analysis of Intervention Studies". Educational Research Review.
[5] Beck, Judith S. (1995). “Cognitive Therapy: Basics and Beyond”, New York: The Guilford Press
[6] Выготский, Л.С. (2004). «Психология развития ребенка», Москва: ЭКСМО
[7] Эльконин, Д.Б. (1999). «Психология игры», Москва.
[8] Фрейд, Зигмунд.(1817). «Лекции по введению в психоанализ», лекция 18.
[9] Кляйн, Мелани. (2002). Психоаналитические труды: в 7 т. Том 6: «Зависть и благодарность» и другие работы 1955—1963 гг., Лондон.
[10] Кляйн, М. (2002). Психоаналитические труды: в 7 т. Том 6: «Зависть и благодарность», Лондон.
[11] Якоби, Марио. (2016). “Стыд и истоки самоуважения”, Лондон.
Др. психолог Салтанат Кыдыралиева
Психолог Татьяна Фендрикова